- История появления карбона.
- Технология изготовления и особенности карбона.
- Карбон в тюнинге.
- История появления карбона.
Откуда взялось слово Карбон? Происходит оно из далекого прошлого
нашей планеты сроком примерно в 360—286 млн. лет назад, за который в
недра Земли были заложены огромные запасы каменного угля. Этот период
был назван каменноугольным, или сокращенно – карбон.
Возможно, разработчики углепластика отдали дань тому отрывку
истории, которому человечество обязано своим подъемом, возможно, были и
другие мотивации.
Впервые об углеродных волокнах услышали в 1880 году в идее
Эдисона использовать их в качестве нити накаливания ламп. Эта идея
вскоре была забыта с приходом вольфрамовой проволоки. И только в
середине прошлого века интерес к углепластикам проявился вновь.
Искались новые материалы, способные выдержать многотысячную температуру
ракетных двигателей. Множество стран, включая Россию, трудилось в
создании карбона и нельзя сказать, что этот путь был легким. Впервые
карбон был использован в программе NASA, при постройке космических
кораблей. Карбон не обошел стороной и военных. К примеру, довольно
широко известно применение шлемов из углепластика. В 1967 году карбон
появился в свободной продаже в Англии, но в ограниченном количестве и
под контролем государства. Когда же в 1981 г. Джон Барнард впервые
использовал карбоновое волокно при создании монокока F1 на McLaren MP4,
углепластик с триумфом ворвался в автоспорт, и до сих пор карбон
остается одним из лучших материалов. Теперь углепластик входит и в наш
повседневный быт…
- Технология изготовления и особенности карбона.
Карбоновое волокно подразумевает композит – это сплошной
неоднородный материал, состоящий из двух армирующих элементов и одного
связующего, что благоприятно сказывается на характеристиках карбонового
волокна: высокая прочность, износостойкость, жесткость и т.д.
Армирующими элементами могут быть: переплетенные нити углепластика и
резины (такой карбон выглядит в серых тонах, хотя, вполне может быть
любых расцветок), углепластика и кевлара (в карбоне испещрен желтыми
нитями), углепластика и еще какого-либо материала. Нити переплетают
между собой под определенным углом, образуя слои, причем, в каждом слое
карбона углы переплетения разные. Это делается для компенсации ярко
выраженных разнонаправленных свойств углепластиков. В листе карбона на
1 мм толщины приходится 3-4 таких слоя.
Вся эта конструкция скрепляется эпоксидными смолами.

Сами углеродные волокна для карбона можно изготовить разными
способами. Вот самые востребованные из них: выращивание кристаллов в
световой дуге, химическая осадка углерода, построение органических
волокон в специальной печи (ее также называют автоклавом). Последний
способ получения волокон для карбона получил наибольшее
распространение: за материал берутся волокна полиакрилонитрила, которые
окисляют на воздухе в течение 24 часов, при температуре 250 градусов.
Потом волокна переносят в инертный газ, где производится последующий
процесс карбонизации - высокотемпературный длительный нагрев в пределах
от 800 до 1500 градусов. Нагрев приводит наше промежуточное изделие к
пиролизу (убывают летучие соединения, а в самих волокнах образуются
новые связи), за время, которого материал обугливается. Далее следует
графитизация (насыщение углеродом) при температурах 1600-3000 градусов,
так же в инертной среде. На этом процесс изготовления волокон для
карбона заканчивается. Далее следует переплетение готовых нитей с
другим армирующим элементом в слои.

Слои карбона собираются двумя способами:
- Мокрый способ - самый распространенный. Волокна укладываются в
форму, пропитываются эпоксидной смолой, излишки смолы удаляются в
вакууме или под давлением, а оставшаяся смола полимеризуется, само
карбоновое изделие формируется под давлением.
- Сухой - немного более сложный процесс. Берутся углепластиковые
заготовки, изготовленные под давлением, которые формируют в процессе
создания.
Карбон, изготовленный сухим способом, намного прочнее и легче
мокрого. Как их отличить? Очень просто: при проведении рукой по сухому
чувствуется его ребристая структура (если его, конечно, не покрыли
лаком), а мокрый карбон совсем гладкий на ощупь.
Карбон разделяется на сорта, зависящие от времени прогрева волокон в автоклаве.
Давайте теперь посмотрим на свойства карбона с положительной стороны:
- углеродные волокна карбона на растяжение также хороши, как сталь,
но вот на сжатие ведут себя не лучшим образом, решением данной проблемы
стало их сплетение в углепластиковое волокно.
- при этом карбон легче, чем сталь на 40%, легче алюминия на 20% и, конечно же, легче чем пластик.
- карбон, собранный из углерода и кевлара, хоть и немного тяжелее,
чем резина с углеродом, имеет намного большую прочность, а при ударах
трескается, крошится, но не разбивается на части.
- карбон выдерживает температуру 1600 градусов.
- карбон – хороший энергопоглотитель (его можно увидеть вместо крыши двигателя).
- неокрашенный карбон потрясающе стильно и красиво выглядит.

И с отрицательной:
- первый по значимости для многих тюнеров минус – стоимость карбона довольно высока, хотя он постепенно дешевеет.
- высокая сложность ремонта карбона или невозможность восстановления в случае повреждения.
- карбон обладает электропроводностью, а если сравнивать с обычным корпусом, то какая разница?
- со временем карбон становится темно-желтоватого оттенка на солнце,
поэтому углепластик следует беречь от ярких лучей нашей звезды, обычно
для этого карбон покрывают специальным лаком, а иногда и вовсе красят.
- карбон, составленный из углепластика и резины, может выдержать
мощнейшие ударные нагрузки, но если во время столкновения он не
выдержит, то расколется на множество острых кусков. Еще больным местом
такого карбона можно назвать боязнь точечных ударов.
- в отличие от металла, карбон легче и, потому, может легко
оторваться на прогулке с ветерком, потому карбоновым деталям требуется
основательное крепление.
- длительное время изготовления карбоновых деталей на заказ.
- в местах контакта карбона с металлом в соленой среде металл быстро
коррозирует (например, зимой, когда дороги посыпаются разной химией с
солью), проблема устраняется стеклопластиковыми вставками между карбном
и металлом, которые встраиваются в углепластик.
Несмотря на недостатки карбона, его плюсы с лихвой перекрывают любые недостатки.
Культ, однозначно карбоновый культ. Карбон обожают за его
привлекательный вид, хорошие характеристики и не только в тюнинге.
Сейчас можно без особого труда найти: бумажники, кроссовки, разную
одежду с карбоновыми вставками или целиком сделанные из карбона шлемы,
ручки. И необязательно тот карбон настоящий, скорее всего это его
имитация. Дело дошло до того, что появилась пленка под карбон, конечно
же, такой фокус раскусывается в два счета, но все же при этом он
выполняет свою «карбоновую» задачу – притягивать восторженные взгляды.
Из карбона выполняют: капоты, обвесы, спойлеры, крышу, днище,
сиденья, приборные панели и все это радует глаз. Делаем из карбона
корпус - повышаем аэродинамику, снижаем вес; салон – снижаем вес,
повышаем безопасность и т.д. Можно иногда встретить закарбоненные авто
по максимуму, правда, в виде презентаций на выставках.

В тюнинге карбон выполняет не только роль материала, повышающего
внешние данные. Карбон дает неплохое преимущество перед соперником на
светофорных гонках. К примеру, возьмем на рассмотрение карбоновое
сцепление.
В сцеплении из углепластика выполняют: фрикционные накладки,
диск сцепления и что-либо по мелочи. Применение карбона дает снижение
массы узла, значит, его легче раскрутить, что хорошо скажется не только
на динамических характеристиках авто, но и на безопасности, если диск
легче, то в случае разноса (а такое не так уж и редко бывает) карбону
не хватит массы, чтобы пробить защитную корзину сцепы. Да и усилий
потребуется меньше для переключения передач. Коэффициент трения
карбоновой сцепы на высоком уровне, что дает возможность передавать
большую мощность эффективнее. Срок службы карбоновых накладок выше в
3-5 раз, чем других.
Часто встречаются карбоновые крышки на двигатель. Карбон хорошо
поглощает звук, от которого иногда даже может разболеться голова. Да,
как и всегда положено, углепластик снижают вес авто.
Можно очень долго рассматривать возможности применения карбона,
ибо из него можно выполнить почти все. Потому пора и закончить наш
карбоновый рассказ на этом.
Источник:
http://a-tuningcar.narod.ru/carbon.html